КОГОБУ «Лицей г. Советска»
г. Советск, Кировская обл.
  • Будущим пятиклассникам

    Обучающиеся 5а класса

    Уважаемые родители!

    Переход обучающихся из начальной школы в среднее звено справедливо считается кризисным периодом. Этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным.

    Обучающимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.

    Можно ли избежать серьезных проблем с учебой при переходе в среднюю школу? Можно! Но для этого необходимо учитывать все факторы, влияющие на качество обучения в пятом классе.

    1. Операциональная готовность
    2. Интеллектуальная готовность
    3. Личностная готовность

    Операциональная готовность

    Это - необходимые ученику для дальнейшего обучения знания, умения и навыки. В начальной школе ученик усваивает определенный объем знаний, предусмотренный программой. Если учащиеся в начальной школе не научились читать, писать и считать в соответствии с установленными требованиями, то эти навыки у них с трудом будут развиваться в средних классах школы.

    Учиться будет всё труднее. Но эта сторона готовности предполагает не только определенный запас знаний, умений и навыков, но и умение пользоваться ими и самостоятельно их добывать.

    Интеллектуальная готовность

    Это - уровень развития познавательных процессов, которые определяют результативность познавательной деятельности, характеризуют обучаемость ученика (внимание, память, мышление, речь).

    Личностная готовность

    Это - внутренняя ориентированность в специфике будущей деятельности и общения в основной школе. Внутренняя ориентированность – это мотивы, интересы, идеалы, установки, а также умение общаться со сверстниками и учителями.

    Период адаптации при переходе в среднее звено у пятиклассников длится примерно полгода. Ребёнок может испытывать интеллектуальные нагрузки, эмоциональное перенапряжение, тревожность по поводу публичных выступлений, переживать из-за отношений с учителями, бояться быть непонятыми сверстниками.

    Основные проблемы с адаптацией при переходе из начальной в среднюю школу приводят к снижению успеваемости и возникают по нескольким причинам:

    • Физиологические изменения. Переход в среднюю школу может совпасть с началом физиологических изменений в организме ребенка. Ребенок начинает расти, быстро утомляется, ему постоянно хочется спать, что приводит к слабой концентрация внимания, снижению объёма памяти. Здесь важнее всего установить четкий режим дня, устранить перегрузки, чередовать физическую и умственную деятельность.
       
    • Проблемы личностного роста: частые ссоры с одноклассниками или значимыми для него людьми, проблемы влюблённости, проблемы в семье. Взрослым важно понять, что мешает ребёнку спокойно учиться, постараться смягчить ситуацию насколько это возможно и терпеливо относиться к его временным неудачам, вселяя веру в себя.
       
    • Низкая познавательная мотивация. Это очень распространенное явление — ребенок плохо учится, потому что ему неинтересно. Причины могут быть разные: постоянные неудачи, плохие отношения с учителем или сверстниками, личные проблемы. Иногда ребенок заявляет, что ему неинтересно учиться, потому что он не понимает, как то, что они изучают в школе, может пригодиться ему в жизни. Обычно специалисты рекомендуют таким детям найти то, что ребенку действительно интересно.
       
    • Неуверенность в себе. Если неуверенность закрепилась ещё в начальной школе, то ребенок заранее внушает себе, что у него ничего не получится, а перенапрягаться не желает. Причиной неуверенности могут быть повышенная тревожность, давление со стороны близких, их излишняя требовательность, боязнь не оправдать ожиданий. Неуверенность в себе может особенно сильно проявляться именно в переходном возрасте. Помочь ребенку преодолеть эти трудности, почувствовать себя успешным и компетентным можно только разобравшись в их причинах.
       
    • Отсутствие способностей. Например, ребёнок не способен хорошо учиться по отдельным предметам: математике, русскому языку, но у него развиты способности к литературе, музыке, искусству. Необходимо выявить его таланты, тем более что в средней школе появляются новые предметы и ребёнок может проявить себя, изучая их.
       
    • Сложности в учебе. Программа обучения с переходом в среднее звено школы усложняется. Если ребенок не успевает усвоить тему, возникают сложности с дальнейшей учебой. При появлении трудностей с каким-либо предметом в отдельных случаях может понадобиться помощь репетитора.
       
    • Отсутствие учебной самостоятельности. Дети только привыкают к переходу в среднюю школу, им нужны помощь и внимание от родителей и учителей. Это связано с тем, что в младшей школе подход к обучению индивидуален, учитель полностью контролирует детей, руководит учебным процессом. С 5 класса учащийся должен стать более самостоятельным.
       
    • Личные переживания. Сложности в адаптации могут возникнуть из-за проблем в семье, ссор с друзьями. Дети в возрасте 10-11 лет очень впечатлительны, поэтому даже незначительный конфликт приводит к стрессу. Обычно в таком случае достаточно переждать время, и ситуация наладится. Если ребенок очень переживает, может понадобиться психологическая поддержка специалиста.

    Как поддержать ребенка при переходе в 5-й класс?

    1. Подготовьтесь. Расскажите ребенку о том, что его ждет. Главное – не запугивать, а рассказывать о переходе из начальной школы в среднюю, как о новом приключении. Поделитесь своей историей. Объясните ребенку, что такой переход – это возможность раскрыть себя с другой стороны, узнать что-то новое и интересное, проявить самостоятельность.

    2. Заведите традицию под названием «Школьные посиделки».  Старайтесь показать неподдельный интерес к школьной жизни ребенка. Тут недостаточно вопроса типа: «Как дела в лицее?» Найдите время и внимательно побеседуйте с ребенком о школе. Не отмахивайтесь от желания сына или дочери рассказать мелкие подробности, запоминайте отдельные имена, события и детали,  которыми ребенок делится с вами. Обязательно спрашивайте вашего ребенка о его одноклассниках, делах в классе, учебных предметах, педагогах.

    3. Регулярно общайтесь с учителями. Без сомнений беседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребенка или о его проблемах, связанных с лицеем, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже, чем раз в два месяца.

    4. Интересуйтесь особенностями лицейской жизни. Посещайте все мероприятия и встречи, организуемые родительским и педагогическим коллективом. Используйте любые возможности, чтобы узнать, как ваш ребенок учится, и как его учат. Следует также иметь информацию об учителях-предметниках, дисциплинарных правилах, установленных в лицее и классе, различных возможностях обучения, предоставляемых лицеем вашему ребенку.

    5. Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений. Ребенок должен расценивать свою хорошую успеваемость как награду, а неуспеваемость — как наказание. Если ребенок учится хорошо, отмечайте это, проявляйте чаще свою радость, можно даже устраивать небольшие праздники по этому поводу. Если в лицее проблемы, покажите ребенку, что вас это волнует, настаивайте на том, чтобы он более внимательно выполнял домашние и классные задания.

    6. Приучайте ребенка к самостоятельности. В начальной школе ребенок привыкает, что учитель полностью контролирует учебный процесс – следит за выполнением домашних заданий, напоминает, какие принадлежности нужно принести на определенный урок. В среднем звене ситуация значительно меняется. Следует приучать ребенка к самостоятельности постепенно. Школьник должен сам собирать портфель, выполнять домашние задания. Если есть сложности с уроками, можно позвонить кому-то из одноклассников. Делать это ребенок должен самостоятельно.

    7. Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами. Установите вместе с ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания и следите за выполнением этих установок. Это поможет вам сформировать хорошие привычки к обучению. Продемонстрируйте свой интерес к этим заданиям и убедитесь, что у ребенка есть все необходимое для их выполнения наилучшим образом. Однако если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их. Самый лучший подход в этом вопросе – рефлексивно-эмпатический. Он может выражаться, к примеру, в таком высказывании: «Я вижу, что тебе пока трудно решать эти задачи, но ты обязательно справишься! Что именно вызывает у тебя затруднение?» В этом случае вы показываете ребенку, что верите в него, и предлагаете конкретную помощь.

    8. Составьте распорядок дня. Разработайте четкий распорядок дня, чтобы ребенок понимал, что он делает до и после школы. Например, выполнение домашних заданий, хобби и спорт, а также отдых перед сном. Старайтесь, чтобы ребенок ел здоровую пищу, много двигался и достаточно спал. Это поможет избежать усталости. При выполнении уроков также нужно соблюдать определенный график. К примеру, 30 минут отводится на домашнее задание по русскому языку, затем следует перерыв 5-10 мин. После этого ребенок приступает к выполнению уроков по другой дисциплине. Такой режим вырабатывает самоконтроль.

    9. Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе. Выясните, что вообще интересует вашего ребенка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Ищите любые возможности, чтобы ребенок мог применить свои знания, полученные в лицее, в домашней деятельности. Например, поручите ему рассчитать необходимое количество продуктов для приготовления пищи или необходимое количество краски, чтобы покрасить определенную поверхность.

    10. Поддерживайте спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения. Такие события, как первые несколько месяцев в школе, начало и окончание каждого учебного года, переход из начальной школы в среднюю и старшую, могут привести к стрессу ребенка школьного возраста. При любой возможности пытайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере в течение этих событий. Спокойствие домашней жизни вашего ребенка поможет ему более эффективно решать проблемы в школе.

    11. Позаботьтесь о своих чувствах. Не забывайте и о себе, ведь переход ребенка в среднюю школу – это большое изменение для всей семьи. Разговоры с другими родителями, особенно с теми, кто уже прошел переходный период в средней школе, часто помогают. Возможно, вам будет легче, узнав, что большинству детей сначала трудно, но в течение года они привыкают. Если вы спокойны, это поможет ребенку чувствовать себя уверенно и облегчит период адаптации к средней школе.

    Приём письменных заявлений в 5 класс - ИЮНЬ:

    День недели Время 1 Время 2
    Пн-пт 08:00–12:00 13.00-17.00

    Документы

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie