Выбор индивидуальной образовательно-профессиональной траектории – это важнейшая задача, стоящая перед старшеклассниками и выпускниками школ, и от того, насколько качественно, осознанно и своевременно она решается, зависит качество последующей социальной и профессиональной жизни человека.
Средняя и старшая школа – это идеальное время для профориентации. Здесь необходимо проводить достаточно серьезную работу, направленную на поиск себя и на знакомство ребенка с существующими профессиями. Эффективной такая работа будет только в случае комплексности подхода. Мало только рассказывать о профессии, необходимо демонстрировать ее «в поле». Поэтому экскурсии на местное производство, мастер-классы от профессионалов, рассказы специалистов – формы, которые мы считаем оптимальными для активного включения обучающихся. Практика всегда привлекает больше теории.
Для этого должна быть построена система профессиональной ориентации и содействия профессиональному самоопределению обучающихся, в реализацию которой могут быть вовлечены не только школы, но и профессиональные образовательные организации, организации высшего образования, семья обучающегося, центры занятости населения, а также компании-работодатели, т.е. будет присутствовать преемственность и согласованность действий всех участников процесса профессиональной ориентации на каждом из этапов этого процесса.
С этой целью Минпросвещения России разработало и внедрило с 1 сентября 2023 г. во всех школах Российской Федерации единую модель профориентационной деятельности (профминимум). Целевой аудиторией являются обучающиеся 6-11-х классов, включая детей с ОВЗ и инвалидностью.