-
Подготовьтесь. Расскажите ребенку о том, что его ждет. Главное – не запугивать, а рассказывать о переходе из начальной школы в среднюю, как о новом приключении. Поделитесь своей историей. Объясните ребенку, что такой переход – это возможность раскрыть себя с другой стороны, узнать что-то новое и интересное, проявить самостоятельность.
-
Заведите традицию под названием «Школьные посиделки». Старайтесь показать неподдельный интерес к школьной жизни ребенка. Тут недостаточно вопроса типа: «Как дела в лицее?» Найдите время и внимательно побеседуйте с ребенком о школе. Не отмахивайтесь от желания сына или дочери рассказать мелкие подробности, запоминайте отдельные имена, события и детали, которыми ребенок делится с вами. Обязательно спрашивайте вашего ребенка о его одноклассниках, делах в классе, учебных предметах, педагогах.
-
Регулярно общайтесь с учителями. Без сомнений беседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребенка или о его проблемах, связанных с лицеем, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже, чем раз в два месяца.
-
Интересуйтесь особенностями лицейской жизни. Посещайте все мероприятия и встречи, организуемые родительским и педагогическим коллективом. Используйте любые возможности, чтобы узнать, как ваш ребенок учится, и как его учат. Следует также иметь информацию об учителях-предметниках, дисциплинарных правилах, установленных в лицее и классе, различных возможностях обучения, предоставляемых лицеем вашему ребенку.
-
Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений. Ребенок должен расценивать свою хорошую успеваемость как награду, а неуспеваемость — как наказание. Если ребенок учится хорошо, отмечайте это, проявляйте чаще свою радость, можно даже устраивать небольшие праздники по этому поводу. Если в лицее проблемы, покажите ребенку, что вас это волнует, настаивайте на том, чтобы он более внимательно выполнял домашние и классные задания.
-
Приучайте ребенка к самостоятельности. В начальной школе ребенок привыкает, что учитель полностью контролирует учебный процесс – следит за выполнением домашних заданий, напоминает, какие принадлежности нужно принести на определенный урок. В среднем звене ситуация значительно меняется. Следует приучать ребенка к самостоятельности постепенно. Школьник должен сам собирать портфель, выполнять домашние задания. Если есть сложности с уроками, можно позвонить кому-то из одноклассников. Делать это ребенок должен самостоятельно.
-
Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами. Установите вместе с ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания и следите за выполнением этих установок. Это поможет вам сформировать хорошие привычки к обучению. Продемонстрируйте свой интерес к этим заданиям и убедитесь, что у ребенка есть все необходимое для их выполнения наилучшим образом. Однако если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их. Самый лучший подход в этом вопросе – рефлексивно-эмпатический. Он может выражаться, к примеру, в таком высказывании: «Я вижу, что тебе пока трудно решать эти задачи, но ты обязательно справишься! Что именно вызывает у тебя затруднение?» В этом случае вы показываете ребенку, что верите в него, и предлагаете конкретную помощь.
-
Составьте распорядок дня. Разработайте четкий распорядок дня, чтобы ребенок понимал, что он делает до и после школы. Например, выполнение домашних заданий, хобби и спорт, а также отдых перед сном. Старайтесь, чтобы ребенок ел здоровую пищу, много двигался и достаточно спал. Это поможет избежать усталости. При выполнении уроков также нужно соблюдать определенный график. К примеру, 30 минут отводится на домашнее задание по русскому языку, затем следует перерыв 5-10 мин. После этого ребенок приступает к выполнению уроков по другой дисциплине. Такой режим вырабатывает самоконтроль.
-
Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе. Выясните, что вообще интересует вашего ребенка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Ищите любые возможности, чтобы ребенок мог применить свои знания, полученные в лицее, в домашней деятельности. Например, поручите ему рассчитать необходимое количество продуктов для приготовления пищи или необходимое количество краски, чтобы покрасить определенную поверхность.
-
Поддерживайте спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения. Такие события, как первые несколько месяцев в школе, начало и окончание каждого учебного года, переход из начальной школы в среднюю и старшую, могут привести к стрессу ребенка школьного возраста. При любой возможности пытайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере в течение этих событий. Спокойствие домашней жизни вашего ребенка поможет ему более эффективно решать проблемы в школе.
-
Позаботьтесь о своих чувствах. Не забывайте и о себе, ведь переход ребенка в среднюю школу – это большое изменение для всей семьи. Разговоры с другими родителями, особенно с теми, кто уже прошел переходный период в средней школе, часто помогают. Возможно, вам будет легче, узнав, что большинству детей сначала трудно, но в течение года они привыкают. Если вы спокойны, это поможет ребенку чувствовать себя уверенно и облегчит период адаптации к средней школе.