![О персонализации и искусственном интеллекте.](/netcat_files/generated/119/184/760x570/130/8ef1b78ef551488a260b0753c523292c.jpg?crop=0%3A0%3A0%3A0&hash=dc42135951e349b120e7c4a4a5a9cc15&resize_mode=0&wm_m=0)
Команда педагогов лицея под руководством директора Ольги Николаевны Чистополовой участвовала в работе IV Всероссийского педагогического форума «Персонализация образования и искусственный интеллект». Трёхдневный форум состоялся на базе Нижегородской авторской академической школы №186. География участников впечатляет: от г. Петрозаводск до г. Комсомольск-на Амуре. Кировскую область представляли педагоги Вятской гуманитарной гимназии и нашего лицея.
Перед открытием форума все участники почтили минутой молчания память погибших в результате теракта в «Крокус Сити Холл».
Программа форума была очень насыщенной, кратко выразить содержание могу так: на форуме затрагивались такие важные аспекты современного образования, как «Образовательная система школы в условиях персонализации образования и развития искусственного интеллекта», «Дидактический потенциал нейросетей в обучении предмету», «Векторы развития педагога».
Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними... Дети обычно первыми улавливают изменения.
Среди глобальных вызовов современного мира можно выделить шесть ведущих:
- Неопределённость: ход социально-экономической жизни часто трудно предвидеть даже в краткосрочной перспективе.
- Многозадачность: работникам всё большего круга профессий требуется работать одновременно над несколькими разными задачами.
- Открытость: процессы глобализации, мощные потоки вещества, энергии и информации размывают прежние границы сообществ и областей знаний.
- Цифровизация: в условиях информационного общества школа утрачивает свою монополию как единственный источник знаний о мире.
- Вариативность: неоднородность, изменчивость, разнообразие культур, возможных сценариев развития.
- Ускорение: темп генерации новых знаний, разработка прорывных инновационных технологий увеличивает интенсивность, темп нашей жизни.
Указанные свойства имеют прямое отношение к образованию. В эпоху стремительных изменений школа не способна готовить к реальной жизни, она сама и должна быть этой реальной жизнью. В стенах традиционной школы современный мир вызывает удивление. Однако именно он открывает новые уникальные возможности, о которых педагоги прошлого не могли даже мечтать. Имеющиеся сегодня знания, технологии и опыт позволяют реализовать модель образования, которая обеспечивает достижение высоких академических результатов и создаёт условия для развития личности ребёнка.
Персонализация образования и искусственный интеллект являются важными инструментами для улучшения образовательного процесса и достижения лучших результатов обучения.
Персонализированное образование — это способ проектирования и осуществления образовательного процесса, направленного на развитие личностного потенциала учащегося; учащийся выступает субъектом совместной учебной деятельности, имеет возможность строить свою индивидуальную траекторию с тем, чтобы в ней учитывались особенности его личности и потребности развития.
Чем отличается дифференциация и индивидуализация образования от персонализации? Первые два термина давно вошли в активный словарь педагогов и в их практику. Основное отличие персонализации от индивидуализации — субъектная роль самого учащегося. Индивидуализированные маршруты, как правило, разрабатываются педагогом, в то время как персонализированные траектории выстраиваются самими учащимися. Дифференциация и индивидуализация осуществляются для повышения качества освоения предмета, в то время как в персонализации большее внимание уделяется развитию всех сфер личности, а академический успех является логичным следствием.
Чтобы было более понятно, поясню на следующем примере:
- Дифференциация: учитель разрабатывает процесс обучения с учётом особенностей учащихся, объединённых в группы.
- Индивидуализация: учитель организует процесс обучения с учётом индивидуальных возможностей каждого ученика.
- Персонализация: учащийся активно участвует в построении собственной образовательной траектории и является «хозяином» своего процесса обучения и несёт за него ответственность.
Первые две формы обучения направлены преимущественно на повышение эффективности усвоения знаний и умений, персонализация направлена на развитие всех сфер личности.
Я участвовала в работе предметной секции «Информатика», где был представлен сценарий урока по теме «Алгоритм». В персонализированной модели образования цели шкалированы – разделены на базовый (2.0), целевой (3.0) и продвинутый (4.0) уровни. Обучение происходит с использованием цифровой платформы «СберКласс» (очное), в тесном контакте учителя и учеников друг с другом (не дистанционное и не онлайн).
При выполнении практической части урока я выбрала базовый уровень, но т. к. в нашей группе из 20 человек информатиков оказалось только четверо, пришлось показать мастер-класс для продвинутого уровня :). Цифровая платформа, с которой нас познакомили – интерактивный помощник, инструмент оперативной обратной связи. Много у меня возникло вопросов по увиденному, выделила преимущества, заметила недостатки. Есть над чем поработать.
Опыт использования платформенных решений «СберКласс», «Ассистент учителя», «Навигатор саморазвития педагога», дидактический потенциал нейросетей (Enhance Speech, RuGPT-3, Sway), инструменты проведения мониторинговых исследований «Пульс. Оценка 360», «Адаптивная модель обучения» ‒ вот некоторые темы форума. Особое внимание уделялось проектированию образовательных модулей и формам партнёрского взаимодействия в вопросах формирования мягких навыков.
Всю информацию, которую я с коллегами получила за эти три дня, еще нужно переработать, переосмыслить. Главное, коллеги, что я чётко сейчас понимаю: если мы не изменяемся вместе с миром, мир рано или поздно начнёт менять нас.
Стремительные события последних лет показывают, что так и происходит. Цифровые инструменты не должны заменять школу и живое общение детей между собой и с педагогом, но могут существенно усилить образовательный процесс и ускорить его в такт ускоряющемуся миру.